МДОУ Ивановский детский сад

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Зарегистрирован в Минюст России<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />

от 08 февраля <?xml:namespace prefix = st1 ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:smarttags" />2010 г.   N 16299

23 ноября 2009г.   

 

N655

Об утверждении ивведении в действие федеральных государственных требований к структуре основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования

В соответствии с пунктом5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации,утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст.1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст.4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14,ст. 1662)

приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программыдошкольного образования и ввести их в действие со дня вступления в силунастоящего приказа.

 

Министр

А. Фурсенко

 

Приложение

Утверждены приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерации  « 23 » ноября 2009 г. № 655
http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm655-1.htm

 

Федеральныегосударственные требования к структуре основной общеобразовательной программыдошкольного образования

I. Общие положения

1.1. Настоящие федеральныегосударственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные приреализации основной общеобразовательной программы дошкольного образованияобразовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее -образовательные учреждения), в части определения структуры основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношенияее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основнойобщеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательногопроцесса.
     1.2. Федеральные требования учитывают особенностиреализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования длядетей с ограниченными возможностями здоровья.
     1.3. На основе федеральных требованийразрабатываются:
     примерная основная общеобразовательная программадошкольного образования;
     примерная основная общеобразовательная программадошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
     1.4. На основе федеральных требованийосуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольногообразования при лицензировании образовательной деятельности и государственнойаккредитации образовательных учреждений.

II. Требования кструктуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

2.1. Основнаяобщеобразовательная программа дошкольного образования (далее - Программа)разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении наоснове примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования,разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственныморганом на основе федеральных требований.

  2.2. Программаопределяет содержание и организацию образовательного процесса для детейдошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитиефизических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылокучебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение иукрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков вфизическом и (или) психическом развитии детей.

  2.3.Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которыеобеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных ииндивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому,социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому.
     2.4. Программа должна:

 соответствоватьпринципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

   сочетатьпринципы научной обоснованности и практической применимости (содержаниепрограммы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии идошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовойпрактике дошкольного образования);
       соответствовать критериям полноты, необходимостии достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только нанеобходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному«минимуму»);
     обеспечивать единство воспитательных, развивающихи обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, впроцессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которыеимеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
     строиться с учетом принципа интеграцииобразовательных областей в соответствии с возрастными возможностями иособенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательныхобластей;
     основываться на комплексно-тематическом принципепостроения образовательного процесса;

     предусматриватьрешение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого идетей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственнообразовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов всоответствии со спецификой дошкольного образования;

      предполагать построение образовательного процессана адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьмидошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
     2.5. Программа состоит из двух частей:

      1)обязательной части;

      2)части, формируемой участниками образовательного процесса.
     2.6. Обязательная часть Программы должна бытьреализована в любом образовательном учреждении, реализующем основнуюобщеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижениевоспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровеньразвития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательныхпрограмм начального общего образования. В группах компенсирующей икомбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себядеятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или)психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

      2.7. ЧастьПрограммы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает: 1)видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности,в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей вобщеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно- гигиенических,профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому,социально-личностному, познавательно- речевому, художественно-эстетическомуразвитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков вфизическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностямиздоровья); 2) специфику национально-культурных, демографических, климатическихусловий, в которых осуществляется образовательный процесс.

     2.8.Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% временипребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости отвозраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также видагруппы, в которой Программа реализуется.
     2.9. Объем обязательной части Программысоставляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, ачасти, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общегообъема Программы.
     2.10. В зависимости от направленностифункционирующих в образовательном учреждении групп детей дошкольного возраста -общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной - могутприменяться различные варианты соотношения обязательной части Программы ичасти, формируемой участниками образовательного процесса, с учетом приоритетнойдеятельности образовательного учреждения.

      Для всехобразовательных учреждений, имеющих группы для детей старшего дошкольноговозраста, в Программе отражается приоритетная деятельность образовательногоучреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей вобразовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программуначального общего образования.

     2.11.Общий объем обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии свозрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификойдошкольного образования и включает время, отведенное на: 

    образовательнуюдеятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детскойдеятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,чтения);

     образовательнуюдеятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
     самостоятельную деятельность детей;

      взаимодействие ссемьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольногообразования.
     2.12. Общий объем обязательной части основнойобщеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья,которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированнойнаправленности, рассчитывается с учетом направленности программы, всоответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития,спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

      образовательнуюдеятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детскойдеятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекциейнедостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
     образовательную деятельность с квалифицированнойкоррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей,осуществляемую в ходе режимных моментов;

   самостоятельнуюдеятельность детей

      взаимодействие ссемьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольногообразования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
     2.13. В группах сокращенного дня икратковременного пребывания в целях сохранения качества дошкольного образованияприоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессеорганизации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной,трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,музыкально-художественной, чтения), и образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов.
     2.14. Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:
     1) пояснительная записка;

      2) организациярежима пребывания детей в образовательном учреждении;
     3) содержание психолого-педагогической работы поосвоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»,«Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественнойлитературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
     4) содержание коррекционной работы (для детей сограниченными возможностями здоровья);

     5) планируемые результатыосвоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
     6) система мониторинга достижения детьмипланируемых результатов освоения Программы.

III. Требования кразделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольногообразования

3.1. Пояснительная записка должнараскрывать:
     1) возрастные и индивидуальные особенностиконтингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;
     2) приоритетные направления деятельностиобразовательного учреждения по реализации основной общеобразовательнойпрограммы дошкольного образования;
     3) цели и задачи деятельности образовательногоучреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольногообразования;
     4) особенности осуществления образовательногопроцесса (национально- культурные, демографические, климатические и другие);
     5) принципы и подходы к формированию Программы.
     3.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждениивключает:

     1)описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от ихвозрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей,предусматривающая личностно- ориентированные подходы к организации всех видовдетской деятельности;
     2) проектирование воспитательно-образовательногопроцесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными ивозрастными особенностями.

      3.3. Содержаниепсихолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд»,«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественноетворчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных иличностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы поформированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаютсяинтегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами,отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательнымпсихологическим сопровождением.
     3.3.1. Содержание образовательной области «Физическая культура» направленона достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения кзанятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие черезрешение следующих специфических задач:
     развитие физических качеств (скоростных, силовых,гибкости, выносливости и координации)
     накопление и обогащение двигательного опыта детей(овладение основными движениями);

     формированиеу воспитанников потребности в двигательной активности и физическомсовершенствовании.

      3.3.2. Содержаниеобразовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраныздоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующихзадач:

     сохранениеи укрепление физического и психического здоровья детей;
     воспитание культурно-гигиенических навыков;формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

      3.3.3.Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижениецелей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности иформирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающегомира) через решение следующих задач:
     формирование представлений об опасных длячеловека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
     приобщение к правилам безопасного для человека иокружающего мира природы поведения;

     передачудетям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода ипассажира транспортного средства;
     формирование осторожного и осмотрительногоотношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природыситуациям.
     3.3.4. Содержание образовательной области«Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальныхпредставлений социального характера и включения детей в систему социальныхотношений через решение следующих задач

      развитие игровойдеятельности детей;

      приобщение кэлементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками ивзрослыми (в том числе моральным);
     формирование тендерной, семейной, гражданскойпринадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
     3.3.5. Содержание образовательной области «Труд»направлено на достижение цели формирования положительного отношения к трудучерез решение следующих задач:

      развитиетрудовой деятельности;

     воспитаниеценностного отношения к собственному труду, труду других людей и егорезультатам;

  формированиепервичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждогочеловека.

      3.3.6.Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целейразвития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детейчерез решение следующих задач:
     сенсорное развитие;

      развитиепознавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

     формированиеэлементарных математических представлений;
     формирование целостной картины мира, расширениекругозора детей.
     3.3.7. Содержание образовательной области«Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивнымиспособами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решениеследующих задач:
     развитие свободного общения со взрослыми идетьми;
     развитие всех компонентов устной речи детей(лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороныречи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах ивидах детской деятельности;
     практическое овладение воспитанниками нормамиречи.
     3.3.8. Содержание образовательной области «Чтениехудожественной литературы» направлено на достижение цели формирования интересаи потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
     формирование целостной картины мира, в том числепервичных ценностных представлений;

      развитиелитературной речи;

      приобщение ксловесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия иэстетического вкуса.
     3.3.9. Содержание образовательной области«Художественное творчество» направлено на достижение целей формированияинтереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворениепотребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
     развитие продуктивной деятельности детей(рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детскоготворчества; приобщение к изобразительному искусству.
     3.3.10. Содержание образовательной области«Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей,способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:развитие музыкально-художественной деятельности;

      приобщение кмузыкальному искусству.

      Основныеобщеобразовательные программы содержат перечень необходимых для осуществлениявоспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методическихпособий.

      3.4. Разделпрограммы «Содержание коррекционной работы» разрабатывается при воспитании вобразовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченнымивозможностями здоровья.
     Содержание коррекционной работы должно бытьнаправлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическомразвитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья иоказание помощи детям этой категории в освоении Программы.
     Содержание коррекционной работы должнообеспечивать:
     выявление особых образовательных потребностейдетей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в ихфизическом и (или) психическом развитии;

     осуществлениеиндивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям сограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизическогоразвития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациямипсихолого-медико- педагогической комиссии);

     возможностьосвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграциив образовательном учреждении.
     Указанный раздел должен содержать перечень,содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционныхмероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностейдетей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательномучреждении и освоение ими Программы, предусматривающих в том числе:

      описание системыкомплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей сограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса,включающего психолого-медико- педагогическое обследование детей с цельювыявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развитиядетей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программыдошкольного образования, планирование коррекционных мероприятий;
     описание специальных условий обучения ивоспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числебезбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательныхпрограмм и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий идидактических материалов, технических средств обучения коллективного ииндивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальныхкоррекционных занятий.
     В содержании коррекционной работы должно бытьотражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятийвоспитателей, специалистов образовательного учреждения (музыкальногоруководителя, воспитателя или инструктора по физической культуре, другихпедагогов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинскихработников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихсяв области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.

     Вслучае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-затяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных вустановленном порядке психолого-медико- педагогической комиссией, содержаниекоррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника иформирование практически-ориентированных навыков.
     3.5. Планируемые результаты освоения детьмиосновной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяютсяна итоговые и промежуточные.

      Планируемыеитоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программыдошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка,которые он может приобрести в результате освоения Программы:

     физическиразвитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками. У ребенкасформированы основные физические качества и потребность в двигательнойактивности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиеническиепроцедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

     любознательный,активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов ивещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любитэкспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни,в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается запомощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие вобразовательном процессе;

      эмоциональноотзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживаетперсонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведенияизобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мирприроды;

     овладевшийсредствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения,владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьмии взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия присотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, взависимости от ситуации;
     способный управлять своим поведением ипланировать свои действия на основе первичных ценностных представлений,соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведениеребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями,а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями отом «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать своидействия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правилаповедения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте,магазине, поликлинике, театре и др.);

     способныйрешать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельностидля решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; взависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке,постройке, рассказе и др.;

     имеющийпервичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежностидругих людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях ивзаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; обобществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; омире;
     овладевший универсальными предпосылками учебнойдеятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого ивыполнять его инструкции;

      овладевшийнеобходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки,необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

     Промежуточныерезультаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративныхкачеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всемнаправлениям развития детей.
     3.6. Система мониторинга достижения детьмипланируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должнаобеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатовосвоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей ивключать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
     В процессе мониторинга исследуются физические,интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком,бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестовоготипа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др.Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетаниенизко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высокоформализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов,обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
     Периодичность мониторинга устанавливаетсяобразовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамикидостижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлениювоспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
     Содержание мониторинга должно быть тесно связанос образовательными программами обучения и воспитания детей.

      Обязательнымтребованием к построению системы мониторинга является использование только техметодов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации воптимальные сроки.

 

24 февраля 2013 в 12:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.